Диагностика психологической готовности детей к школе
Критерии готовности ребёнка к школе
Социально-психологическая готовность:
- желание самого ребенка идти в школу, понимание того, что это необходимый жизненный этап;
- интерес к открытиям и новому опыту;
- умение выстраивать отношения со сверстниками, взаимодействие в коллективе;
- умение слушать, понимать указания учителя (воспитателя, старших);
- определенный уровень эмоциональной устойчивости;
- умение сдерживать импульсивность;
- умение длительное время выполнять не очень интересные задания.
Трудности на этом этапе возникают тогда, когда с ребенком не проводятся регулярные занятия, если он не получает достаточно внимания или его стремление к новому и любопытство не получают поощрения. Проблемы могут возникнуть из-за невыговаривания отдельных звуков, заикания, трудностей с социальной адаптацией, гиперактивности.
Если эти проблемы не разрешить до школы, то в самом начале учебного процесса ребенок столкнется с трудностями, которые он один преодолеть не сможет. К сожалению, ни школьные учителя, ни даже школьные психологи не имеют возможности разрешить вопросы психологической готовности ребенка к школе. Это ответственность родителей и заняться этим вопросом необходимо как минимум за год до предполагаемого поступления в школу.
Интеллектуальная готовность:
- умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями, событиями;
- умение сосредотачиваться и удерживать внимание в течение 15-20 минут;
- развитие образного мышления, фантазии;
- умение выражать свои мысли, логически выстроить свою речь.
Ребенку необходима подготовка, которая даст ему первые знания по математике, родному языку и другим предметам, с которыми он столкнется в первый год обучения. Первоначальную подготовку дети проходят в детских садах, где существует некое подобие первых уроков математики, чтения, письма, рисования, прикладного искусства, логики.
В каждой школе, особенно в школах с углубленным изучением отдельных предметов, существуют подготовительные курсы. Они помогают детям не только освоить материал, необходимый для успешной учебы, но и адаптироваться, привыкнуть к учителю, обстановке в классе, друг к другу.
Психофизиологическая готовность:
- развитие мелкой моторики, уверенное владение ножницами, карандашом, кисточкой, мелком;
- пространственная ориентация (знание о том, где право и лево, что такое выше и ниже, близко — далеко, больше — меньше и т.д.);
- умение координировать действия с восприятием (рисовать на заданную тему, или перенести рисунок правильно в тетрадь).
Если родители чувствуют, что ребенок не готов к школе, воспринимая учебный процесс как игру (захочу – сделаю, не будет настроения – откажусь), если ребенок имеет проблемы в области неврологии, если в семье существуют проблемы, то необходима помощь детского психолога.
«Клиника Инсайт» основана в 2006 году. Сегодня это современная сеть медицинских учреждений, включающая 9 лицензированных помещений в Казани, Альметьевске и Набережных Челнах. В том числе 4 амбулатории; 1 стационар, рассчитанный на 88 мест; 4 медпункта и выездная служба.
В составе клиники – собственный учебный центр «Институт усовершенствования Инсайт" (Озарение), где происходит подготовка и обучение психологов, медицинских сестер и врачей, а также стажировка для молодых специалистов, делающих первые шаги в профессии. Учебный центр имеет все необходимые документы, лицензию на образовательную деятельность № 7277 от 8 октября 2015 (серия 16ЛО1 №0003202).
Научная деятельность и инновации. «Клиника Инсайт» является клинической базой "Института усовершенствования Инсайт" (Озарение).
Просто позвоните по телефону или подайте заявку на сайте